Турнир по решению литературных изобретательских задач

 
2 ноября на базе Старицкой средней школы в рамках «Лингвистического калейдоскопа» прошел турнир по ТРИЗ. Что это такое? Есть задачи, которые мы привыкли решать в школе. Например, было 6 апельсинов, каждому из братьев досталось по 2 апельсина. Сколько братьев? Трое, и другого ответа быть не может. Но в жизни чаще встречаются задачи, у которых несколько ответов. Как защитить скворечник от кота? Как, войдя в лабиринт, не заблудиться и найти из него выход? Такие задачи называются открытыми, или изобретательскими. Чтобы с ними справиться, надо знать определенные приемы, алгоритмы. Это и есть ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. По ТРИЗ
в Старицкой средней школе проходят турниры с 2016 года. В этом году задачи были взяты из литературных произведений: мифов Древней Греции, русских народных сказок и сказок Л.Н. Толстого и Н.Д. Телешова, рассказов В.П. Крапивина. А участниками турнира стали пятиклассники из 7 школ муниципального округа: МБОУ «Архангельская ООШ», МБОУ «Емельяновская  СОШ», МБОУ «Красновская ООШ», МБОУ «Луковниковская СОШ», МБОУ «Ново-Ямская СОШ», МБОУ «Старицкая СОШ» и МБОУ «Степуринская СОШ».
Ребята разделились на 4 команды, выбрали капитанов, секретарей, которые записывают все найденные решения в бланках, и докладчиков. Первой была задача про царя и дубы: «Отправился царь посмотреть на свое царство. Проезжая через лес, увидел на опушке 20 дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивления. А потом и говорит слугам: «Хочу, чтобы дубы у моего дворца росли». Как веление царя исполнить?» 
На примере этой задачи пятиклассники рассмотрели 5 шагов (алгоритм) решения открытых задач.  Сначала сформулировали условие задачи своими словами. Затем определили, какой объект в данной задаче основной, какие объекты находятся вокруг него и как он с ними взаимодействует. Следующий этап – выдвижение гипотез. Ребята думали, как механические, акустические, тепловые и другие явления могут помочь, чтобы дубы и дворец оказались рядом. Следующий шаг – отбор гипотез: какие из них проще и дешевле осуществить. Вот какие варианты исполнения желания царя предложили участники турнира:
механические; пересадить дубы к дворцу (но вряд ли 100-летние дубы выживут); построить новый дворец рядом с дубами (дороговато, но именно так и поступили мастеровые); изготовить копии дубов и поставить рядом с дворцом;
оптические: поставить систему зеркал, и дубы будут отражаться в них;
биологические: посадить рядом с дворцом молодые дубочки (вот только вряд ли царь доживет до того времени, когда они достигнут 100 лет);
социальные: уговорить царя отказаться от своей идеи, увлечь чем-то другим.
И вот началась борьба за очки. Обсуждая задачи в командах, ребята придумали много способов, как Тетереву узнать, врет ли Лиса, как Тезею выбраться из лабиринта Минотавра, мудрецу Даниилу вывести на чистую воду жрецов-обманщиков, Переславлю и жизнь свою сохранить, и Зореньку в жены получить, а храброму воину Женьке по прозвищу Джонни заставить соперников выкрасить свои щиты в оранжевый цвет. После завершения времени, отведенного на решение каждой задачи, ребята сдавали бланки жюри, а докладчик от каждой команды озвучивал придуманные варианты. Сколько интересных, иногда неожиданных решений было найдено пятиклассниками! Члены жюри внимательно следили за работой команд во время обсуждений, за выступлениями докладчиков. В результате 16 самых активных ребят были объявлены победителями муниципального турнира по решению литературных изобретательских задач!
В заключение ребята сказали, что им понравилось работать в команде, соревноваться, и они рады, что научились решать открытые задачи – задачи, которые довольно часто жизнь ставит перед каждым из нас.
IMG_2118.JPGIMG_2121.JPGIMG_2142.JPGIMG_2085.JPG
М.В. Андрианова