ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Приказ о создании школьной службы примирения

Устав ШСП

Положение о службе примирения

О составе и функционировании школьной службы примирения на 2021-2022 уч.год

Что такое школьная служба примирения?

Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.

Служба примирения может помочь школьникам:

- научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

- научиться убеждать других словами, а не силой;

-участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;

- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;

- научиться помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям);

- начать осваивать новую профессию - «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;

- лучше понимать сверстников и взрослых: родителей и учителей, способствовать развитию ответственного и взрослого поведения.

Кроме того:

- Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

-У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

- Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.

Созданная в школе служба примирения позволит:

- Снизить уровень конфликтности, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников.

- Обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что будет содействовать декриминализации подростковой среды.

- Создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.

- Участие в деятельности службы может стать способом позитивной самореализации подростков.

Формы работы Школьной службы примирения:

1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.

2. Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.

Целью службы примирения является:

распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачами службы примирения являются:

проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Принципы деятельности службы примирения:

Принцип добровольности, предлагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
.Механизм действия:

Любой участник школьного сообщества может обратиться в службу для разрешения напряженной ситуации(конфликта) образовательного, воспитательного, морально-этического характера. Сотрудниками (медиаторами) службы являются члены педагогического коллектива школы, подготовленные учащиеся. Если участие сотрудника(медиатора) службы не принесло ожидаемых результатов, то - либо участник спора, либо сотрудник службы обращаются в комитет по примирению. Сотрудником службы предоставляется краткий отчет о том, какие меры были приняты и оценка результата. По запросу члены комитета проводят анализ ситуации, и назначается заседание, на котором стороны, в присутствии членов комитета, представляют свои позиции, соблюдая права другой стороны, при необходимости привлекаются специалисты ПМПК, других подразделений школы. Заседание может быть как однократным, так и многократным. В результате выносится решение комитета(договор по примирению), с которым согласны стороны и устанавливаются сроки реализации. Если конфликтная ситуация, не исчерпана, то комитет по примирению, участники спора, могут обратиться в специализированные организации(центр «ОЗОН», «Перекресток», органы опеки, пр.) за помощью.

Один раз в четверть проводится установочное заседание комитета по примирению, на котором подводятся итоги работы, анализ эффективности работы, принятие актуальных целей, форм активности в сообществе