Как построить современный урок на принципах и идеях

педагога-классика?

На этот вопрос отвечали обучающиеся психолого-педагогических классов Ново-Ямской и Старицкой средних школ, для которых 1 ноября районным методическим объединением учителей истории и обществознания был проведен практикум по созданию педагогического проекта, посвященного Году Педагога и Наставника. Мероприятие было посвящено юбилейной дате – 200-летию со дня рождения великого русского педагога К.Д. Ушинского.

В целях погружения в атмосферу эпохи учащиеся представили презентации о жизни и деятельности ученого-педагога и об особенностях системы образования Российской империи второй половины XIXвека.

В вопросах блиц-разминки организаторы мероприятия предложили поразмышлять на тему определения К. Ушинским педагоги как искусства; в чем, по-мнению К.Д. Ушинского, заключается одно из условий успешности ученика; продолжить мысль ученого по заданному направлению.

Но более интересной и занимательной для учащихся была практическая часть занятия – проектирование современного урока, основываясь на цитатах из произведений К.Д. Ушинского. Совместно с учителями обучающиеся педклассов выстроили структуру урока и нашли подтверждение актуальности мыслей народного педагога на каждом из этапов. Например, как актуально звучит обоснование мотивации к обучению у Ушинского: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт»! К. Ушинский словно перешагнул в наше время и вместе с современными педагогами освоил системно-деятельностный подход к обучению, потому что советует «…придумать полезное занятие ученикам в продолжение целого класса» и «…приучать к самостоятельной передаче своих мыслей в самостоятельно вырабатываемой фразе». А эти слова как будто вчера сказаны великим педагогом, потому что сегодня заставляют во главу угла образовательного процесса поставить воспитание: «Придет время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности».

Урок, спроектированный учащимися педклассов на идеалах и принципах педагогики К.Д. Ушинского, звучащих и сегодня очень своевременно, в соответствии с требованиями ФГОС, убедил участников мероприятия в том, что в работе педагога большое место занимает знание им основ дидактики, творческий подход в образовательном процессе, единство обучения и воспитания, обоснованность выбора методов обучения, постановка для учеников ясной и понятной цели. А еще важнее педагогу в совместной деятельности с учениками добиваться того, чтобы «в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

Обучающиеся психолого-педагогических классов в рамках проведенного мероприятия стремились применить полученные ранее на занятиях теоретические знания в практической плоскости, в дополнение к этому расширили представления о классической педагогике, профессиональных компетентностях педагога, посмотрели на урок как форму организации учебной деятельности глазами учителя, закрепили навыки работы в команде. Все сошлись во мнении, что абсолютно прав был К.Д. Ушинский, когда утверждал, что учителю «…кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания».

 

photo_2023-11-03_12-36-14.jpgphoto_2023-11-03_12-36-08.jpgphoto_2023-11-03_12-36-09.jpgphoto_2023-11-03_12-36-11.jpgphoto_2023-11-03_12-36-13.jpg 

В.В. Климова,

руководитель РМО

учителей истории и обществознания Старицкого МО